Узнать подробнее
Первыми учебными заведениями для подготовки специалистов по гражданско-строительной части были: архитекторское училище, учрежденное 26 августа 1830 при Академии художеств, и училище гражданских инженеров, учрежденное 27 апреля 1832 г.
В архитекторском училище на первый план выдвигался художественный элемент образования, в училище гражданских инженеров преобладали науки математические и инженерные. Ни то, ни другое не выпускало людей, которые обладали бы достаточным техническим образованием для устройства дорог, мостов, каналов и других гидротехнических сооружений и в то же время настолько были бы развиты в художественном отношении, чтобы могли составлять проекты и производить работы по устройству публичных зданий.
Для достижения этой двойной цели оба училища по указу Николая I 17 (29) декабря 1842 года были соединены в одно учебное заведение, наименованное Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Училище это состояло в ведомстве Главного управления путей сообщений и публичных зданий и было закрытым заведением, устроенным по военному образцу.
В число воспитанников училища принимались лишь дети дворян и чиновников, в возрасте от 13 до 16 лет. Воспитанники, с успехом окончившие полный курс, выпускались архитекторскими помощниками.
Уставом от 27 декабря 1851 (8 января 1852) года училище было причислено к учебным заведениям 1-го разряда Российской империи.
В 1857 году повелено было принимать в училище молодых людей не моложе 16 лет и притом получивших полное гимназическое образование. Установленное в 1859 г. звание инженер-архитектора могли получать, по особому испытанию, лучшие воспитанники училища.
В 1865 году строительное училище перешло в ведомство министерства внутренних дел и в том же году уничтожено было военное устройство училища.
С 1877 года по новому Положению о Строительном училище, оно было уравнено с другими высшими специальными заведениями.
Узнать подробнее
10 (22) декабря 1882 года повелением императора Александра III училище было переименовано в Институт гражданских инженеров (ИГИ). Выпускники института удостаивались звания гражданского инженера в чине XI-X классов, со следующего года для окончивших с чином Х класса был утвержден Знак гражданского инженера.
Согласно уставу 1877 года институт имел целью образование техников по гражданско-строительной и дорожной частям. В институт принимались молодые люди, окончившие полный курс гимназии или реального училища и выдержавшие экзамен по математике в объеме гимназического курса, а также из рисования несложных орнаментов. В Институте было установлено пятилетнее обучение. Последний курс посвящался занятиям по составлению проектов, но и на первых четырёх производились летние практические занятия.
В Институте преподавались: богословие, математика и теоретическая механика, прикладная механика, геодезия, строительное искусство, гражданская архитектура; составление проектов по части механики, строительного искусства и гражданской архитектуры; начертательная геометрия с приложениями, рисование и черчение; физика, химия, минералогия и геогнозия в применении к строительной технике; законоведение, преимущественно в применении к строительной и дорожной частям; новые языки. В последние годы, сверх того, были введены новые предметы: водопроводы; электрическое освещение; задачи по земляным работам и проекты проезжих дорог; эксплуатация железных дорог; санитарное зодчество; аналитическая химия и работы по ней в лаборатории; проекты по устойчивости сооружений; проекты по хозяйственной архитектуре. Учебно-вспомогательными учреждениями Института служили: библиотека, музей, химическая лаборатория, физический, минералогический и геодезический кабинеты.
В 1892 году Институту было присвоено имя императора Николая I.
Преподавательский состав (в 1892): 5 профессоров и 46 преподавателей, избираемых советом Института и утверждаемых министром внутренних дел.
Лучшим из воспитанников, окончивших полный курс Института, предоставлялось звание гражданского инженера. Число учащихся в Институте в 1892 году составляло 222 человека. Число всех окончивших курс в училище и Институте (1842—1892) оставило 1020 человек. От 30 до 40% учащихся получали стипендии. На содержание Института из казны ежегодно выделялось 82846 рублей. В 1869 году было учреждено общество бывших воспитанников строительного училища и Института, которое на свои средства ежегодно посылало кого-либо из окончивших курс Института с ученой целью в командировку за границу или внутрь России.
Узнать подробнее
Высшее техническое образование в России заложило хорошие традиции. Ее ведущие вузы давали широкую и глубокую теоретическую подготовку, тесно увязанную с задачами практики. Однако подготовке кадров в государственном масштабе уделялось недостаточно внимания. Даже для отсталой промышленности царской России инженерных кадров не хватало и широко использовались иностранные специалисты.
Вследствие относительной малочисленности и разброса по периферийным предприятиям русские инженеры долгое время страдали от разобщенности. Только в начале XX в., с промышленным развитием страны, их общественное положение меняется. Созданная система высшего образования, а к 1914 г. в России насчитывалось 10 университетов, около 100 высших учебных заведений, в которых обучались около 127 тысяч человек, позволила быстро формироваться отечественным школам и особенно школам технического знания.
К 1917 г. профессиональные организации инженеров становятся особенно сплоченными и приобретают значительный вес в социальной структуре.
Выстраданный инженерами процесс консолидации, к сожалению, был надолго прерван после октября 1917 года.
Октябрьская революция 1917 г. сломала хозяйственный уклад старой России. Валовой продукт страны сократился в 1917 г. по сравнению с 1916 г. на 36.4%. Только с марта по октябрь 1917 г. в стране было остановлено до 800 предприятий. Реальная заработная плата рабочих и инженеров упала до 40-50% по сравнению с 1913 г. Часть инженеров покинула страну.
Диктатура пролетариата изменила общественную значимость инженерного труда. Деятельность инженера подвергалась жесткому контролю со стороны рабочих, воспринимавших их как представителей буржуазии.
Из уважаемой, авторитетной группы профессионалов инженеры превратились в буржуазных специалистов - чуждых делу революции личностей. Несколько изменило положение инженерной интеллигенции ввод НЭПа (Новая Экономическая Политика). Условия НЭПа потребовали перестройки управления народным хозяйством.
К 1925 г. страна находилась в состоянии значительной технико-экономической отсталости и зависимости от импорта оборудования в условиях далеко не дружественного окружения. Чтобы преодолеть технико-экономическую отсталость, нужно было развивать строительство, машиностроение, металлургию. Страна стояла на пороге индустриализации, реализация планов которой во многом зависела от инженерно-технических кадров.
Индустриализация промышленности превратила Россию в грандиозную строительную площадку.
Инженерная деятельность в этот период, казалось бы, должна была быть самой популярной в стране, тем не менее, престиж этой деятельности в стране постоянно падал.
Экономические трудности реализации планов индустриализации потянули за собой цепь мероприятий, сущность которых сводилась к усилению административно-командной системы управления экономикой и страной в целом.
Неоспоримым доказательством необходимости ужесточения режима могло стать выявление нового классового врага и закрепление в общественном сознании его образа. В распоряжении политиков уже имелись приевшиеся образы кулаков и нэпманов. Теперь надо было показать всем трудящимся массам новый, якобы реальный объект классовой ненависти - “инженера-вредителя”.
В стране развернулась кампания под знаком борьбы с вредительством инженерно-технической интеллигенции. Было спровоцировано несколько судебных процессов с публичными заседаниями. Одним из первых был процесс над “инженерами-вредителями”, известный в истории как Шахтинский процесс.
В это время во всех отраслях народного хозяйства, на предприятиях и учреждениях среди инженеров и техников, специалистов искали вредителей.
Старых инженеров старого поколения вообще осталось очень мало, часть из них умерла, часть бежала, а третья часть, довольно значительная, довольно солидная, самая квалифицированная часть, оказалась во вредителях. Они были арестованы и посажены.
Это поставило экономику страны в очень тяжелое положение. Осознавая это, власти начали выпускать из тюрем и концлагерей инженеров и техников и направлять их на предприятия и стройки.
Одновременно с этим, велась борьба за новую, народную интеллигенцию. В Вузы направлялись рабочие и крестьяне, партийные и профсоюзные активисты. В целях пролетаризации вузов были расширены рабочие факультеты.
Эти меры быстро начали давать свои плоды: заметно возросла численность выпуска технических специалистов, но в то же время резко упал профессиональный уровень подготовки инженеров.
И все же престиж нового инженера растет. Во-первых, из-за острой нехватки высококвалифицированных кадров в годы первых пятилеток. Во-вторых, вследствие изменения социального облика инженеров, превращения их в выходцев из народа.
Важно и то, что Российская система подготовки инженерных кадров, безусловно, отражала то, что в течении 75 лет формировалось в экономической, политической, социальной и культурной жизни России после 1917 г. Основное внимание уделялось подготовке специалистов для ведущих
отраслей промышленности, причем узкая специализация начиналась уже на младших курсах вузов.
От такого построения подготовки кадров мы унаследовали серьезные перекосы в области инженерного образования. Сейчас доля инженеров в общем числе занятого населения России составляет 5.2 %, в то время как в США - 1.4 %, Германии - 2.5 %, Великобритании - 1 %, Японии - 2.5 %. Сегодня в России на десять инженеров и техников приходится 14 специалистов нетехнического профиля, а в США - 114, в Германии - 39, во Франции - 32 специалиста.Для решения проблем, накопившихся в сфере гражданского строительства по подготовке ведущих специалистов строительной отрасли в 1994 году, было создано Российское Общество инженеров строительства.
Узнать подробнее
Основные задачи:
МО РОИС был переучрежден в 2017 году.
Для решения задач МО РОИС учредил ЦОК (Центр Оценки Квалификаций) и УЦПО (Учебный Центр Профессионального Образования).
Узнать подробнее
Узнать подробнее
